ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Каждый человек по своей природе горд и свободолюбив. Никому из нас не чуждо чувство собственного достоинства и желание полноты жизни. Но то, как нас оценивают в обществе, за кого принимают, в полной мере зависит от нас самих, от нашего поведения, от наших действий. Человек волен руководить своими поступками, но есть сила, которая превращает человека в ничто, уравнивает с самым глупым и мерзким созданием. Лишает всего возвышенного, что выделяет его из окружающего мира существ.
ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ЗАКЛЮЧЕНА В НАРКОТИКАХ.
Многие не знают и считают, что наркотики - морфин, кокаин, анаша, план, марихуана, спайс и т.д., являются предметом контрабанды, и совсем выпускают из поля зрения то, что они вызывают стойкое привыкание и болезненное пристрастие к себе, на протяжении долгих лет творят в организме человека свою грязную работу, разлагая его как физически, так и морально.
Человек, потребляющий наркотики в любом виде, становится слабым, легко поддается дурному влиянию, т.к. кора больших полушарий у него блокирована, воля парализована, инстинкт самосохранения у него не срабатывает. Даже при одноразовом опьянении люди становятся легкой добычей и зарабатывают себе различные заболевания.
Цель работы: изучить развитие пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи.
Для того чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретическое исследование проблемы.
2. Исследовать существующую пропаганду здорового образа жизни.
3. Изучить особенности формирования антинаркотического мировоззрения у детей и молодежи.
4. Исследовать мотивы борьбы и мотивы взаимодействия со взрослыми у детей и молодежи при формировании отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психологов, социальных педагогов при консультировании родителей на темы предупреждения наркомании, в разработке программ формирования здоровьесберегающей среды, направленных на оптимизацию работы образовательных организаций и коррекцию воспитательных методов, в разработке лекционных курсов «Жизнь без вредных привычек».
Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме; эмпирические: наблюдение, анализ документов, исследовательские – проведение анкетирования среди обучающихся ГПОУ «Усинский политехнический техникум» и их родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы с под пунктами, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
1.1. Общая характеристика здорового образа жизни
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
- психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
1.2. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
1.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья становится приоритетным направлением развития современной образовательной системы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Семья в недалеком прошлом играла, по мнению ряда исследователей из стран Советского блока, существенную и положительную роль в приобщении представителей молодого поколения к занятиям спортом, физкультурой. Группам ровесников, также приписывалась почти такая же позитивная, в целом, роль. Что касается недалекого прошлого, то целый ряд других исследований свидетельствует о том же: как правило, семьи поощряли в большинстве случаев занятия своих детей туризмом, спортом, физкультурой, а в группах ровесников, приятелей существовала кое-где одно время, в 1970-1980-е годы, даже мода на занятия спортом: бокс, борьба, культуризм, восточные единоборства и некоторые другие виды спорта. К сожалению, в наши дни соответствующая картина выглядит куда более печально. Многие родители пьют, курят, употребляют наркотики, подавая тем самым своим детям дурной пример. Доля таких родителей сильно выросла по сравнению с периодом 1970-1980-х годов. В лучшем случае родители работают день и ночь не покладая рук, чтобы заработать «копейку» и «поднять» своего ребенка, соответственно, не уделяя ему порой никакого внимания. До занятий ли здесь туризмом, физкультурой, спортом, прогулками на свежем воздухе? Родители, приходя домой с работы, валятся от усталости, опять-таки снимая стрессы алкоголем или наркотиками. Такое в советское время было явлением не столь частым как в нашу сумрачную эпоху. В компаниях сверстников пропала мода на занятия спортом, на мускулистое тело у юношей; тенденция «унисекс» возобладала: девочки ходят в штанах, мальчики – с серьгами в ушах, губах, бровях, исповедуя в большинстве случаев либо культ «пивного живота», либо тщедушного тощего тела. Попадая в компанию сверстников, ребенок или подросток сразу приобщается к пиву (это в лучшем случае), а нередко сразу начинает «колоться», используя разного рода тяжелые наркотики (героин и другие), зависимость от которых возникает сразу. Употреблять наркотические вещества сегодня некоторые начинают уже с 7-8 лет, их родители в это время, вместо того чтобы воспитывать своих чад, либо пьют, либо зарабатывают, либо живут своей «личной жизнью». По официальным данным, в России на 100 тыс. населения – 240 человек являются постоянными потребителями наркотиков.
Все большая доля молодого поколения становится просто не пригодной для того, чтобы заменить своих отцов и матерей. Очень многие молодые люди не доживают до возраста, когда пора вливаться в категорию работающих. Рождаемость же в стране сейчас крайне низкая.
Анализ имеющегося опыта формирования здорового образа жизни молодежи в процессе образовательной и воспитательной деятельности различных учреждений показывает, что:
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни;
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивным;
- отсутствует целенаправленная научно-организованная система подготовки специалистов, использующих здоровьесберегающую педагогику;
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека;
- законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений;
- повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование программ формирования здорового образа жизни.
Однажды Аристотель вспомнил, наполненные глубочайшей грустью, слова Перикла, который произнес их в своей «Надгробной речи». Выдающийся афинский политический и общественный деятель сокрушенно сказал, «что потеря юношества имеет для отечества такое же значение, как если бы год потерял весну».
1.4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи
Воспитание - есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение, изменение и развитие генетических человеческих задатков. Воспитание в широком смысле слова является единственным универсальным средством развития. Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.
Современная российская образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.
Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов. Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.
Много современных молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. При чем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.
Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих образовательных организациях проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья учащихся. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: у всех разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.
Следует отметить, что зачатки образа жизни, закладываются в раннем детстве. Так, дети, которые испытывают некоторые ущемления и внутреннюю тревогу для желания самовыражения, переходят на образ жизни, в котором бытует наркотики и алкоголь. В этих случаях приоритетными задачами коллектива, в котором обучает ребенок (будь то детский сад, школа, техникум или институт), по формированию ЗОЖ должны быть:
- укрепление психического и физического здоровья;
- воспитание потребностей навыков ЗОЖ.
Вышеназванные задачи решаются в трех направлениях: работа с детьми, их родителями и коллективом.
С детьми это:
- физкультурные занятия;
- уроки безопасности;
- физкультурные праздники, спортландии, спортакиады;
- Дни здоровья;
- конкурсы рисунков;
- организация семинаров и встреч с представителями религиозных организаций;
- организация лекций с представителями ФСНК, полиции, комитета по делам несовершеннолетних.
Тесное сотрудничество с семьей считается залогом успеха. Работа с родителями и коллективом осуществляется на основе результатов анкетирования. Затем организуются консультации, беседы, круглые столы с участием различных специалистов, оформляются информационные стенды, проводятся семинары.
1.5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Усинский политехнический техникум»
Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения. Причём возраст людей начинающих употреблять алкоголь и наркотики неуклонно снижается.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги.
Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений, найти себе занятие «по душе».
В ГПОУ «Усинский политехнический техникум» обучается 530 человек в возрасте от 16 до 23 лет. Ежегодно администрацией техникума составляется не только учебный план, но и план воспитательной работы, проводимый со студентами техникума, а так же план по профилактике употребления студентами психоактивных веществ, план совместной профилактической работы инспектора ОПДН ОВД г.Усинска с ГПОУ «УПТ» по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с Концепцией воспитательной системы техникума, на основе тематического и годового, месячными планами.
В состав отдела по воспитательной работе входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, воспитатель общежития и классные руководители.
В техникуме функционирует Методический Совет кураторов, где обсуждаются вопросы планирования, проведения, анализа общетехникумовских внеаудиторных мероприятий, участие в городских, региональных, республиканских мероприятиях. Классные руководители совместно с педагогом-психологом проводят тестирование обучающихся с последующим анализом полученных результатов, на их основе вносят коррективы в воспитательную работу с группой.
В организации воспитательного процесса техникума важную роль играет военно-патриотическая работа. Студенты техникума активно участвуют в месячниках по патриотической и спортивной работе, в городских и районных акциях, праздничных мероприятиях, посвященных Дням Воинской Славы, памятным событиям и датам истории России, День Победы, День призывника, военно-спортивных соревнований, тематических вечеров, выставок, мероприятий, направленных на изучение и популяризацию государственной символики, День города. В техникуме сложилась система организации уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, с участниками локальных конфликтов, представителями военкомата, семинаров, конкурсов по тематике патриотического воспитания.
Одним из направлений воспитательной работы в техникуме является гражданское воспитание. В рамках данного направления были проведены видеолектории «Усинск - вчера, сегодня, завтра», «Конституция РФ - основной закон страны», встречи с депутатом Государственной Собрания, с руководителем администрации МО ГО Усинск Хахалкиным Станиславом Юрьевичем, и.о. главы городского округа – председателя совета муниципального образования городского округа «Усинск» Серовым Михаилом Альбертовичем.
Особое внимание уделялось вопросам правового просвещения и правового воспитания обучающихся, прежде всего несовершеннолетних, системно велась работа по профилактике правонарушений. Согласно плану были проведены цикл классных часов «Имею право», «Как вести себя среди людей», «Проблемы молодежи. Проблемы подростка», родительские собрания, оформлены «Уголки правовых знаний» в техникуме и общежитии, Совет по профилактике правонарушений педагог-психолог и классные руководители занимаются с обучающимися «группы риска», проводят с ними индивидуальные беседы, работу с родителями, рейды в общежитии и по домам.
В техникуме ведется систематическая работа по формированию навыков ЗОЖ и профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей, инфекционных заболеваний, в том числе и ВИЧ, и приобщение к спорту, просветительская работа по личной гигиене.
Студенты техникума приняли участие в акциях «Молодежь Усинска за здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», размещалась разнообразная тематическая информация: «Курить или не курить», «Пивной алкоголизм», «Исповедь наркомана» и др.
Проводимая в техникуме спортивно-массовая работа способствовала реализации целевых установок учебно-воспитательной деятельности техникума.
За время работы проведены следующие мониторинги:
- занятие учащихся во внеурочное время.
По результатам мониторинга студенты, у которых свободное время ни чем не было занято - устроены в спортивные секции, организованные при техникуме.
ГПОУ «Усинский политехнический техникум» систематически принимает участие в:
- заседаниях КПДН в лице представителя от техникума;
- заседаниях Совета Профилактики;
- заседаниях Малых Пед.советах;
- взаимодействие с органами опеки г.Усинска;
- взаимодействие с полицией г.Усинска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у обучающихся обусловлены такими факторами: чрезмерно высоким уровнем учебных нагрузок, недостаточной физической активностью детей, подростков. Безразличным отношением к своему здоровью.
Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления».
С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки.
Анализ научной литературы и исследовательская работа показали, что, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме пропаганды здорового образа жизни и формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, наблюдаются тенденции:
- снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию;
- увеличение доступности наркотических изделий;
- расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью;
- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.
Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной разобраться в этой проблеме лучше, и помочь понять важность этой проблемы для здоровья людей.
На основании этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации по работе с детьми и молодежью для педагогов образовательный организаций:
1. Вовлекать детей и молодежь во внеурочные занятия.
2. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями полиции, гос.наркоконтроля.
3. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями отделения наркологии.
4. Проводить профилактические беседы с родителями детей и молодежи о необходимости соблюдать ЗОЖ.
5. Показывать учащимся позитивно сформированное отношение к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению на личном примере (педагогам – ходить вместе с учащимися в поход, в лес, участвовать вместе в спортакиадах и т.д.)
Рекомендации родителям для профилактики и формирования позитивного отношения к ЗОЖ:
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
3. Говорите с детьми, слушая их.
4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки — это поправимо.
9. Всегда доверяйте своим детям.
Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:
1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно воспринимает беды ребенка, любить его и ценить его здоровье.
2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.
3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.
4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.
5. Готовность к переменам.
6. Контроль над своими чувствами и поступками.
7. Терпение и последовательность.
8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.
9. Вера в положительные результаты лечения.
Изучив всесторонне проблему формирования отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению у детей и молодежи, проведя исследования и сделав выводы, мы можем заключить, что поставленные задачи работы были выполнены, результаты достигнуты. На основании всего вышесказанного мы понимаем, что только вместе мы сможем дать качественный ответ на предложение попробовать наркотики и честно ответить: «МЫ ГОВОРИМ НАРКОТИКАМ – НЕТ!».
профилактика совершения административных правонарушений несовершеннолетними
В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Эта проблема связана со многими факторами и требует своего разрешения. Представляется, что одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.
Какие же правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи ("Мелкое хищение", статья 7.27 КоАП) и хулиганства ("Мелкое хулиганство", статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).
Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.
Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП) [1].
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:
- распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- мелкое хулиганство;
- мелкое хищение;
- уничтожение или повреждение чужого имущества;
- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1).
А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:
- занятие проституцией (ст. 6.11).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
Являются ли несовершеннолетние субъектами административных правонарушений?
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Отметим, что о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.
Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:
- формирования убежденности у несовершеннолетних в необходимости устранения недостатков своей обученности и воспитанности;
- выявления среди населения групп с повышенной аморальностью, а также отдельных граждан и организации более интенсивных педагогических воздействий на них;
- освещения с помощью средств массовой информации проблем преступности среди несовершеннолетних с показом их негативной роли;
- включения во всех образовательных учреждениях в особые разделы учебных дисциплин, темы, специальные курсы изучения профилактики совершения преступлений;
- усиления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек, нарушение общественных норм поведения, увлечение алкоголем, употребление наркотиков, нахождение в асоциальных и аморальных группах;
- воспитания соответствующего нормам морали поведения у несовершеннолетних как в семье, так и в общественных местах;
- формирования у несовершеннолетних представлений о том, что совершение преступлений приводит к разложению в обществе нравственных ценностей, повышению преступности;
- массового издания недорогих и популярных книг о негативном влиянии вредных привычек на человека, пропаганды здорового образа жизни;
- проведения индивидуальной воспитательной работы сотрудников ОВД с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, аморальностью, агрессивностью.
Отметим, что в предупреждении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов [2].
Со стороны государства - это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения - семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье - если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.
Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:
1) ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;
5) занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.
Представляется, что если общие профилактические меры оказываются неэффективными, то субъектам воспитательной работы стоит использовать меры индивидуальной профилактики, которые должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить правонарушения и преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются воспитание подростка и изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, чье поведение, взгляды, мотивы поступков свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни, а также обязательный анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.
Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы [3] профилактического воздействия на несовершеннолетнего:
а) методы и приемы обучения:
- пример: сотрудник органов внутренних дел рассказывает в образовательном учреждении о случаях совершения преступлений их сверстниками;
- объяснение и рассказ: сотрудник полиции поясняет несовершеннолетним, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации;
б) методы и приемы воспитания:
- рекомендация и совет (например, субъект воспитательной работы рекомендует несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни);
в) методы и приемы развития:
- активизация интереса и мышления, например сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры.
Заметим, что такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.
В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:
1) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
3) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
4) придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
5) четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.
Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.
Родители учащихся МБОУСОШ №63,
коллективМУК Красюковский СК II района,
заведующая библиотекой II района Самсонова В.А.,
библиотекарь Приступина Л.В.
Анализ деятельности МБОУ СОШ № 68 в рамках перехода школы на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Цель работы педагогического коллектива школы:
Воспитать личность ученика и учителя, способную к активному саморазвитию и самореализации.
В 2015 учебном году работа педколлектива была направлена на решение следующих задач:
1) работа по новым федеральным государственным образовательным стандартам на начальной ступени образования;
2) внедрение современных педагогических, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы;
3) создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов;
4) создание для обучающихся образовательной среды, в которой они могли бы самореализоваться.
Для реализации поставленной цели и решения задач в школе были созданы следующие условия:
1) разработаны образовательные программы по предметам;
2) распланирована деятельность ШМО;
3) разработан план внутришкольного контроля;
4) выработаны разнообразные формы работы урочной и внеурочной деятельности, как одно из условий выполнения поставленных задач.
Учебный план в 2015 учебном году коллективом выполнен полностью, нереализованные часы были компенсированы дополнительными занятиями во внеурочное время.
На начало года контингент учащихся – 113 человек. На конец года – 111 человек. На начало 2015 -2016 учебного года - 114 человек.
В 2015 учебном году в школе функционирует четыре методических объединения:
1. Гуманитарного цикла – руководитель Гринкевич Г.Г.;
2. Естественно-математического цикла – руководитель Фоменко Л.Н.;
3. Начальных классов – Бисерова В.В.;
4. Классных руководителей – руководитель Климова И.А.
ШМО работают по утвержденному в начале учебного года плану, грамотно ведется документация: поставлены цели и задачи, в планах работы отражены основные направления деятельности педагогов, есть анализ работы за прошлый учебный год, выделены методические проблемы ШМО и учителей, над которыми предстоит работать в новом учебном году. Методическая тема, над которой работает МО начальных классов: « Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В 2014 -2015 учебном году в связи с внедрением ФГОС в старших классах перед учителями стояла задача: разработать и провести открытые уроки, отвечающие требованиям ФГОС.
Учителем 2-го класса Кудашевой О.Г. 10.04.2015г. был проведен урок литературного чтения по теме: «Художественный образ в литературе» на примере художественного произведения М. Пришвина «Золотой луг».
Задачи, поставленные учителем при разработке урока: формирование правильного типа читательской деятельности, умения делить текст на части, озаглавливая их, составлять план; развивать устную речь детей, обогащая ее художественным словом, развивать творческое мышление, воображение учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова – реализовывались на протяжении всего урока.
Учащиеся проводили исследовательскую деятельность, опираясь на материал учебника, репродукцию картины Ван Гога «Подсолнухи», жизненный опыт, научную литературу (толковый словарь русского языка).
Цели урока формулировали сами учащиеся при содействии педагога. Основное содержание урока соответствовало содержанию программы и учебника. Для достижения основной дидактической задачи урока учителем были избраны следующие формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная. Большинство учащихся было вовлечено в образовательный процесс, дети активно работали на уроке, исследуя представленный материал, высказывая собственную позицию, исправляя ошибки одноклассников, пытаясь аргументировать свой выбор.
Учитель 3-го класса: Бисерова В.В.провела открытый урок по окружающему миру на тему «Золотое кольцо России».
В ходе урока учителем создаются условия, при которых каждый ученик вправе высказать свое мнение по проблеме: что мы называем «Золотым кольцом России», какие архитектурные памятники входят в это кольцо, чем они замечательны. Учащиеся самостоятельно определяют объект исследования, делятся своими находками со сверстниками, учатся аргументировано отвечать на вопросы одноклассников. Учителем были использованы технологии деятельностного типа: проблемный диалог, поиск решения, применение нового; продуктивное чтение (самостоятельная работа с текстом до урока); самооценка своих версий по проблеме.
Учащимися были продемонстрированы следующие результаты: регулятивные: определять цель и составлять план решения проблемы, действовать по плану, оценивать результат; познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее, анализируя и сравнивая исторические факты; коммуникативные: доносить свою позицию, стараться понимать других; личностные : оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей.
Урок в целом прошел плодотворно, с большим эмоциональным подъемом. Все поставленные цели и задачи выполнены. На уроке использованы новые технологии, соответствующие требованиям ФГОС.
Учителем математики: Руденко Т.М. был проведен открытый урок по математике в пятом классе по теме «Умножение десятичных дробей».
Разрабатывая урок в рамках перехода образовательной деятельности школы на ФГОС, учителем были запланированы следующие результаты:
Предметные – ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей; отработать навык постановки запятой в произведении; формировать умения умножать десятичные дроби;
Личностные – продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, формировать устойчивый и широкий интерес к урокам математики; правильно оценивать результаты своей учебной деятельности, воспитывать чувство взаимопомощи.
Тип урока: открытие новых знаний. На протяжении всего урока учитель выступает в роли координатора учебных действий учащихся. Задавая наводящие вопросы (фронтальный опрос) Татьяна Михайловна формирует умение учащихся самостоятельно формулировать цели урока, ставить перед собой образовательные задачи, создавая тем самым на уроке ситуацию сотрудничества.
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяет обучающимся успешно осваивать запланированное содержание учебного материала. Работая с классом, учитель применяет следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, работа в группах, парах, индивидуальная работа (использование карточек), игровые моменты. В качестве наглядности учителем используется доска, материал учебника, карточки на печатной основе. Организуя подведение итогов урока, Татьяна Михайловна вовлекает учащихся в рефлексию их деятельности: назовите ключевые слова урока…, вам было легко на уроке или испытывали какие-то затруднения…, что у вас получилось лучше всего и без ошибок…, какое задание было самым интересным и почему? и т.д.
2015 учебный год был ознаменован президентом РФ В.В. Путиным Годом литературы. В связи с этим в МБОУ СОШ № 68 и.о. зам. директора по УВР Чупровой О.А. совместно с учителями русского языка и литературы Гринкевич Г.Г., Верзаковой Л.М. был разработан план внеклассных мероприятий, посвященных творчеству писателей-юбиляров. Большая работа в этом направлении была проведена учителемрусского языка и литературы – Гринкевич Г.Г. Активное участие в литературных мероприятиях приняли учащиеся 5,6, и 8 классов. Работа в этом направлении будет продолжаться до конца 2015 года.
9 мая 2015 года наша страна отмечала великую дату – 70-летие Победы России над фашистской Германией. В рамках этого праздника учителем русского языка и литературы Гринкевич Г.Г. была проведена литературно-музыкальная композиция « Стихи и песни о Вов» в 8 классе, учителем физической культуры и ОБЖ Донченко Н.И. был разработан и проведен спортивный марафон, в котором были задействованы учащиеся с 5 по 11 класс; учителем истории и обществознания Яковенко Т.В. были разработаны: открытый урок «100 дней и ночей Сталинграда»,урок памяти «Дорогами войны». На уроках были задействованы учащиеся с 5 по 11 класс. Дети рассказывали о событиях тех лет, читали стихотворения на военную тематику, слушали музыкальные композиции, завершались мероприятия возложением цветов ученицами 11 класса погибшим воинам нашего поселка. 9 мая 2015 года учащиеся МБОУ СОШ № 68 приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».
По итогам государственной итоговой аттестации можно отметить позитивную динамику результатов ЕГЭ, как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору. Анализ результатов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ показывает, что успешно прошли и получили документы о соответствующем образовании три выпускницы нашей школы (100%).
МБОУ СОШ №62
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62, сл. Красюковская Октябрьского района Ростовской области, пер. Строительный 17
Телефон школы: 8(86360)3-45-64
Адрес электронной почты: np_62@mail.ru
Официальный сайт- krasschool-62.ucoz.ru
Администрация школы
Блюхес Галина Николаевна - и.о. директора школы , учитель истории
Учитель высшей категории
Большенко Любовь Николаевна - зам. директора по учебно-воспитательной работе
Шишкина Ольга Егоровна - зам. директора по научно-методической работе.
Чернова Наталья Вячеславовна - заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ №63
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63, сл. Красюковская Октябрьского района Ростовской области , ул.Горького, 63
тел: 8-863-603-45-89
E-mail адрес: krasukovskay-63@yandex.ru
http://budgetsosh63.ucoz.com/ - официальный сайт
1. Щеголькова Т.Б.
директор школы, учитель русского языка и литературы.
Образование: высшее
2. Керимова В.М.
Заместитель директора по ВР, учитель химии и биологии.
Учитель высшей категории.
Образование: высшее
3. Передерий Н.А.
Заместитель директора по УВР, учитель географии
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №68
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 (МБОУ СОШ № 68)
Адрес: 346494, Ростовская область, Октябрьский район,
п. Новоперсиановка, ул. Школьная, 2
Телефон: 8 (86360) 3-41-75
Адрес электронной почты: newpersisoch68@mail.ru
1. Верзакова Людмила Максимовна
И.О. Директора школы