Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Красюковского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346492, Ростовская область, Октябрьский район, сл. Красюковская, ул. Советская, 55
 
Тел: (86360) 3-44-85
 
 

А знаете ли вы?
Основной вид деятельности в Красюковском поселении - это производство растениеводческой продукции

На главную
Карта сайта
Обратная связь

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

19.07.2019

 

Прокуратура Ростовской области

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области

Автономная некоммерческая организация — микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

 

г. Ростов-на-Дону 2017 год


Уважаемые предприниматели Дона!

Одним из основных направлений деятельности ор­ганов прокуратуры в целом и прокуратуры области в частности является надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Ежегодно органами контроля в отношении пред­принимателей региона проводится более 40 тыс. про­верок, из которых почти 80 % внеплановые. Прокура­турой области налажен четкий механизм выявления нарушений при организации и проведении контроль­ных мероприятий. Каждый год нами выявляется более 3 тыс. нарушений прав предпринимателей, из кото­рых значительная часть связана с незаконными дей­ствиями должностных лиц при проведении проверок.

При этом абсолютное большинство таких нару­шений вскрывается по инициативе самой прокура­туры. Обращения предпринимателей по вопросам защиты своих прав по-прежнему носят единичный характер, что свидетельствует о необходимости проведения большей разъяснительной работы о пра­вах хозяйствующих субъектов и способах их защиты, а также повышения доверия к органам прокуратуры со стороны бизнес-сообщества.

В случаях возникновения барьеров при реализации прав Вы можете обратиться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны ко­торых указаны на сайте прокуратуры Ростовской области, либо непосредственно в прокуратуру обла­сти по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский,

3


101. Имеется также возможность направить свое обращение через Интернет-приемную на сайте про­куратуры области.

Кроме того, органами прокуратуры области в пер­вый вторник каждого месяца проводится прием пред­принимателей, на котором Вы можете обращаться по всем волнующим вас вопросам и проблемам бизнеса: будь то административная нагрузка или давление, барьеры при прохождении лицензионно-разрешитель­ных процедур и получении государственной поддерж­ки или незаконное уголовное преследование.

В ходе приема Вы получите квалифицированную консультативную юридическую помощь, а при нали­чии нарушений закона, по результатам рассмотре­ния Вашего обращения, будет обеспечено комплексное и своевременное реагирование.

Настоящая брошюра разработана прокуратурой области для оказания Вам правовой помощи в повсед­невной деятельности. Здесь представлены ответы на наиболее актуальные вопросы взаимодействия бизне­са с контролирующими органами при проведении про­верок.

Надеюсь, что указанная информация поможет Вам в случае неправомерных действий должностных лиц органа контроля при проведении проверки грамотно защитить себя правовыми способами.

Прокурор Ростовской области Ю.А. Баранов

4


Уважаемые предприниматели!

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в их отноше­ниях с органами государственной и муниципальной власти является одним из приоритетных направле­ний работы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области.

Сегодня федеральный законодатель инициировал ряд мер, которые пополнили список гарантий государ­ственной защиты юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей:

-             запущен Единый реестр проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

-             введен мораторий на плановые проверки субъек­тов малого предпринимательства,

-             предусмотрено назначение предупреждения при первичном совершении административного право­нарушения и отсутствия факта причинения вреда жизни и здоровью,

-             установлен запрет проверяющим органам истре­бовать у субъектов предпринимательства докумен­ты и информацию, которые возможно получить в рамках межведомственного взаимодействия.

Вместе с тем, по итогам 2016 года вопросы закон­ности и обоснованности проверок, привлечения к ад­министративной ответственности продолжают занимать лидирующую позицию и составляют 21,3% от всех поступивших жалоб.

В настоящее время реализуется новая концепция совершенствования предпринимательского климата в

5


регионах - целевая модель «Осуществление контроль­но-надзорной деятельности в Ростовской области». Основными мероприятиями целевой модели является применение риск-ориентированного подхода при орга­низации государственного контроля (надзора).

Переход на риск-ориентированный подход предпо­лагает концентрацию проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оцен­ки результативности и эффективности контроль­но-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений. В этой связи с 2018 года плановые провер­ки должны будут осуществляться, прежде всего, по высокорискованным объектам.

Уверен, что экономическое развитие региона и рост благосостояния граждан в немалой степени определя­ются уровнем развития предпринимательства. Поэ­тому добросовестный частный бизнес должен быть надежно защищен со стороны региона от необосно­ванных проверок и давления со стороны проверяющих.

В случаях нарушения Ваших прав при проведении контрольно-надзорных мероприятий Вы можете об­ратиться в адрес регионального омбудсмена для уча­стия его в выездной проверке, проводимой в отноше­нии заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.

Также Вы можете направить обращение непосред­ственно Уполномоченному по защите прав предпри­нимателей в Ростовской области по адресу: г. Ростов- на-Дону, ул. Максима Горького, 143, или посредством электронной почты: отЪ-рго@ааапе!.ги.

В случае, если Вы зарегистрированы или осу-


ществляете деятельность на территории муни­ципального образования Ростовской области, воз­можно направление обращения через общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в муниципальных образованиях Ростовской области. Список общественных пред­ставителей омбудсмена размещен на интернет-пор­тале карр/мыш отЬ-рго. ги/.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области

О.  В. Дереза

7


Уважаемые предприниматели!

В рамках своей деятельности, автономная неком­мерческая организация - микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки пред­принимательства» оказывает финансовую и нефи­нансовую помощь бизнесу, в том числе, правовую, при проведении проверок контролирующими органами.

Безусловно, государственный контроль в сфере предпринимательства необходим для предупрежде­ния, выявления и пресечения нарушений требований действующего законодательства со стороны пред­принимателей путем организации и проведения упол­номоченными органами проверочных мероприятий. Вместе с тем, объективные данные статистики подтверждают неуклонный рост количества вы­явленных фактов незаконных действий со стороны должностных лиц при проведении проверок. В связи с этим, важно просто и доступно рассказать предпри­нимателю о том, как грамотно действовать при их проведении, соблюдая требования действующего зако­нодательства, для защиты своих прав и законных ин­тересов. Реализуя эти задачи, Агентство оказывает содействие в составлении документов, направляемых в контролирующие органы и суд (возражений, жалоб, исков, отзывов и иных процессуальных документов).

Следует отметить, что у Агентства накоплен многолетний положительный опыт сопровождения предпринимателей как в ходе, так и по итогам прове­рочных мероприятий, которым мы готовы делиться.

Для Вашего удобства, на площадке АНО «РРАПП»,

8


у

на постоянной основе проводятся бесплатные обуча­ющие семинары на тему проведения проверок и уча­стия в них предпринимателей. В качестве лекторов привлекаются наиболее опытные практикующие юристы, а также приглашаются предприниматели, чей бизнес уже был предметом проверок тех или иных контролирующих инстанций. Основной целью таких семинаров является методологическая подготовка к проверкам со стороны контролирующего органа и за­щита представителями бизнеса своих прав и закон­ных интересов, а также возможность в режиме диа­лога обсудить актуальные вопросы взаимодействия с проверяющими органами.

Надеюсь, что в этой брошюре Вы найдете ответы на наиболее актуальные и распространенные вопро­сы, касающиеся проверок контролирующих органов.

В случае возникновения дополнительных вопросов и необходимости в получении консультаций, в том числе, по теме проведения проверок, Вы можете обра­титься в АНО «РРАПП» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Седова, 6/3, ВЦ «Балканы», задать интересующий вопрос на сайте 'Ы'мжггарр.ги или направить его по электронной почте: т/о@ггарр.ги.

Директор автономной некоммерческой организации-микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки

предпринимательства» И.А. Королькова

9


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК:

Какими нормативными актами регламентирует­ся порядок осуществления государственного и му­ниципального контроля?

Вопросы организации и проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства регла­ментируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль­ного контроля» (далее - Закон № 294) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта­ми. Особенности в отношении отдельных видов кон­троля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами.

Указанные требования не применяются при прове­дении оперативно-розыскных мероприятий сотруд­никами органов внутренних дел, следственного ко­митета, федеральных служб безопасности и охраны, осуществлении прокурорского надзора и правосу­дия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, в рамках которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в пп. 3 и 3.1 ст. 1 названно­го закона.

10


Как урегулирован порядок проведения про­верки?

Проверки проводятся на основании распоряже­ния, решения руководителя органа контроля, которое в начале выездной проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его предста­вителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяе­мому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоря­жении, решении.

Ваше грамотное поведение в ходе проведения про­верки позволит защититься от незаконных или не­санкционированных действий со стороны «самозван­цев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.

Что такое уведомительный порядок предприни­мательской деятельности?

По ряду направлений деятельности (например, предоставление бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля и т.д.) предпринима­тели обязаны предварительно уведомить о ее начале уполномоченный орган (ст. 8 Закона № 294-ФЗ). При этом предъявление требований о получении в дан­ных случаях каких-либо разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государ­ственной власти или местного самоуправления, для

11


начала осуществления такой предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установлен­ных федеральными законами, не допускается.

В каких случаях сотрудники полиции вправе проводить проверки?

Органами внутренних дел, за исключением под­разделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной системы и вневедомственной охраны, проверки хо­зяйствующих субъектов проводятся исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным Уго­ловно-процессуальным кодексом Российской Феде­рации, Кодексом Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях и Федеральным за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности». В плановом или рейдовом режимах, а также по соб­ственной инициативе проведение проверок в отно­шении предпринимателей запрещено.

Что такое журнал проверок и зачем он нужен?

Юридические лица и индивидуальные предпри­ниматели вправе вести журнал учета проверок, в ко­торый контролирующими органами вносятся сведе­ния о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.

Пример из практики: исходя из записей в журнале одного микропредприятия на момент последней про­верки другими контролирующими органами уже был

12


исчерпан лимит в 15 часов. Несмотря на то, что дан­ное контрольное мероприятие было включено в план, суд признал его незаконным и отменил назначенный по его результатам административный штраф.

Могут ли проверки проводиться не органами го­сударственной власти и местного самоуправления?

Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.

Должны ли контролирующие органы извещать о проведении проверки?

О проведении плановой проверки лицо извещает­ся не позднее трех рабочих дней до ее начала, внепла­новой - не менее чем за 24 часа посредством направ­лении копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Однако предварительного уведомления о внепла­новой проверке не требуется, если в результате дея­тельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или мо­гут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

13


Какие бывают виды проверок?

Проверки делятся на плановые и внеплановые, ка­ждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельно­сти) и документарной (проводятся по месту нахожде­ния контролирующего органа).

Ограничена ли периодичность плановых прове­рок?

Общая периодичность плановых проверок - по истечении 3 лет с даты последней проверки, госу­дарственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно подан­ного уведомления. Вместе с тем иная периодичность может быть предусмотрена специальными федераль­ными законами (например, проверка в рамках лицен­зионного контроля возможна по истечении 1 года с даты выдачи лицензии - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Что может служить основанием для внеплано­вых проверок?

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

1)     истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного наруше­ний;

14


2)          заявление самого хозяйствующего субъекта о предоставлении ему правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления от­дельных видов деятельности или разрешения (согла­сования) на осуществление иных юридически значи­мых действий, если для этого требуется проведение соответствующей внеплановой проверки;

3)          мотивированное представление должностно­го лица контролирующего органа, составленное по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими ли­цами или индивидуальными предпринимателями, а также по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля (надзо­ра) обращений и заявлений граждан и информации от органов государственной власти, местного самоу­правления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:

- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объ­ектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, осо­бо ценным, в том числе уникальным, документам Ар­хивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библио­течного фонда, безопасности государства, возникно­вения чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, а равно об их угрозе;

15


- нарушения прав потребителей (в случае обраще­ния в орган, осуществляющий федеральный государ­ственный надзор в области защиты прав потребите­лей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановле­нием) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обраще­ние не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4)          выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индиви­дуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), параме­тров деятельности юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным ин­дикаторам риска является основанием для проведе­ния внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5)          приказ (распоряжение) руководителя органа го­сударственного контроля (надзора), изданный в со­ответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполне­нием законов по поступившим в органы прокурату­ры материалам и обращениям.

16


Может ли быть основанием для внеплановой проверки анонимное обращение?

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294 обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведе­ний о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведе­ния внеплановой проверки.

Ограничен ли срок проверки?

Максимальный срок проверки не может превы­шать 20 рабочих дней (конкретный срок проверки определяется ежегодным планом проверок, приказом или распоряжением о ее проведении).

При этом в отношении одного субъекта мало­го предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пят­надцати часов для микропредприятий в год (ст. 13 Закона № 294). Указанное время считается по про­должительности нахождения инспектора на пред­приятии.

Какие права при проведении проверки предо­ставлены предпринимателям?

При проведении проверок предприниматель впра­ве (ст. 21 ФЗ Закона № 294):

- непосредственно присутствовать при проведе­

17


нии проверки, давать объяснения по вопросам, отно­сящимся к предмету проверки;

-             получать от органа государственного контро­ля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой пред­усмотрено настоящим Федеральным законом;

-             знакомиться с документами и (или) информа­цией, полученными органами государственного кон­троля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного вза­имодействия от иных государственных органов, ор­ганов местного самоуправления либо подведомствен­ных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении кото­рых находятся эти документы и (или) информация;

-             представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного инфор­мационного взаимодействия, в орган государствен­ного контроля (надзора), орган муниципального кон­троля по собственной инициативе;

-             знакомиться с результатами проверки и указы­вать в акте проверки о своем ознакомлении с резуль­татами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

-             обжаловать действия (бездействие) должност­ных лиц органа государственного контроля (надзо­

18


ра), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индиви­дуального предпринимателя при проведении провер­ки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предприни­мателей либо уполномоченного по защите прав пред­принимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Существует ли ответственность органов контро­ля за нарушения законодательства в данной сфере?

В случае грубого нарушения требований Зако­на № 294 (отсутствие оснований для проверки, со­гласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т. д.), результаты проверки не могут яв­ляться доказательствами нарушения лицом обяза­тельных требований и подлежат отмене (ст. 20 За­кона № 294) на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Одно­временно ст. 19.6.1 КоАП РФ для сотрудников ор­ганов контроля предусмотрена административная ответственность за подобные нарушения вплоть до дисквалификации.

19


Какова роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от излишнего давления со сто­роны контролирующих органов?

Полномочия прокуратуры:

-             формирование сводного плана проверок юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необосно­ванных проверок;

-             согласование в ряде случаев внеплановых выезд­ных проверок;

-             проведение проверок исполнения органами го­сударственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муни­ципального контроля и надзора, принятие при необ­ходимости мер прокурорского реагирования.

Какие меры реагирования могут быть примене­ны при выявлении нарушений закона со стороны органов контроля?

В соответствии с Федеральным законом «О проку­ратуре Российской Федерации» прокурор вправе вне­сти представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения право­нарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостереже­ние о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе вынести постановление о возбуж­

20


дении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в след­ственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, совершивших действия либо до­пустивших бездействие, которые образуют состав преступления.

Все ли внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры?

С органами прокуратуры согласовываются вне­плановые выездные проверки, проводимые на ос­новании обращений и заявлений граждан, инфор­мации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой ин­формации о фактах причинения вреда жизни и здо­ровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасно­сти государства, возникновения чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, а рав­но об их угрозе.

Отдельными федеральными законами могут пред­усматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.

Где можно ознакомиться с планом проверок на очередной год?

Сервис поиска по утверждённым ежегодным сво­дным планам проведения плановых проверок орга­

21


низован на Интернет-сайте Генеральной прокурату­ры Российской Федерации (\у\у\у.§епргос.§оу.ги).

Планы проверок на очередной год размещаются также на официальный сайтах в сети Интернет про­куратуры области (’туифгокигог-гозФу.ги) и соответ­ствующих органов контроля.

С 01.07.2015 функционирует федеральная государ­ственная информационная система «Единый реестр проверок», оператором которой является Генераль­ная прокуратура Российской Федерации. В настоящее время информация обо всех запланированных про­верках содержится на портале (ргоуегк1.§оу.ги).

Какая еще информация содержится в Едином ре­естре проверок?

В Единый реестр проверок также включается ин­формация обо всех проводимых органами контроля проверках (плановых и внеплановых), их результа­тах, а также мерах, принятых в целях устранения до­пущенных нарушений.

С 01.07.2015 внесение в него сведений осуществля­ется федеральными органами контроля, с 01.07.2016 данные требования действуют в отношении регио­нальных органов контроля. В последнюю очередь (с 01.01.2017) пользоваться им начали муниципальные контролирующие органы.

22


Можно ли в настоящее время проверять малый бизнес?

Статьей 26.1 Закона № 294 установлен временный запрет на проведение в 2016-2018 годах плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Данный мораторий не распространяется на случаи:

1)         если в течение 3 последних лет в деятельности предприятия выявлялись грубые нарушения действу­ющего законодательства, за которое лицо было при­влечено к административной ответственности, или в отношении него имело место административное приостановление деятельности либо принималось решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

2)         осуществления отдельных видов надзора, исчер­пывающий перечень которых определен ст. 26.1 на­званного Закона.

Например, мораторий не распространяется на про­верки в рамках государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного по­жарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности.

3)         проведения проверок, для которых постановле­нием Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 установ­лена сокращенная периодичность (школы, детские сады, медицинские организации и т.д.).

23


Что делать если малое предприятие ошибочно включили в план?

Действующим законодательством предусмотрено, что если предпринимателя ошибочно включили в план проверок на текущий год, то он вправе подать в соответствующий контролирующий орган заявление с приложением документов, подтверждающих отне­сение его к малому бизнесу.

Порядок подачи такого заявления, его форма и пе­речень документов определены постановлением Пра­вительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исклю­чении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Россий­ской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

Если данная информация предпринимателя или организации подтвердится, то они подлежат исклю­чению из плана проверок.

Такие документы хозяйствующий субъект вправе представить вплоть до завершения проверки, и тог­да дальнейшее ее проведение в данном случае должно быть прекращено.

Куда обращаться если нарушаются права пред­принимателей?

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе об­ращаться в районные (городские) прокуратуры по

24


месту совершения неправомерных, по Вашему мне­нию, действий, адреса и телефоны которых указа­ны на сайте прокуратуры Ростовской области, либо непосредственно в прокуратуру области по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101. Имеется возможность подать свое обращение через Интер­нет-приемную на сайте прокуратуры области.

Кроме того, в соответствии с действующими ор­ганизационно-распорядительными документами Ге­неральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Ростовской области каждый первый вторник месяца проводится всероссийский при­ем предпринимателей. Хозяйствующие субъекты и их представители в эти дни вправе обратиться не­посредственно к территориальным прокурорам по месту их расположения, а также в прокуратуру об­ласти, где такой прием в соответствии с утвержден­ным графиком проводится сотрудниками отдела по защите прав предпринимателей, а также при необ­ходимости специалистами других структурных под­разделений.

На базе института Уполномоченного при Прези­денте Российской Федерации по защите прав пред­принимателей в Ростовской области функциониру­ет Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Ростовской области. Общественную приемную воз­главляет Олег Владимирович Дереза.

Личный приём субъектов предпринимательской деятельности ведётся в помещении общественной приёмной по предварительной записи. Обратиться

25


на прием можно по адресу: Ростовская область, г. Ро- стов-на-Дону, ул. М. Горького, 143, +7 (863) 262-73-76; е-тай: отЬ-рго@ааапе1:.т.

Может ли прокурор посодействовать в понужде­нии моего контрагента к исполнению своих обяза­тельств?

Согласно ст. 21 и ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы проку­ратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную дея­тельность организаций. Экономические споры между хозяйствующими субъектами разрешаются в судеб­ном порядке.

Какие еще аспекты кроме государственного кон­троля находятся в поле зрения прокуратуры?

Наряду с надзором за контролирующими органа­ми прокуратурой значительное внимание уделяется соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при оказании государственных и му­ниципальных услуг, при осуществлении разреши­тельных, лицензионных, регистрационных и других правоприменительных процедур, устранению сред­ствами прокурорского надзора административных барьеров в сфере бизнеса, в том числе связанных с введением не предусмотренных законодательством процедур и запретов, обязательных платежей, истре­бованием излишних документов, надзору за испол­

26


нением законов о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства в Россий­ской Федерации, а также за законностью норматив­ных правовых актов в указанной сфере.

27


Прокуратура Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101, тел.(863)210-55-99,

(сайт \\гту.ргокигог-го$1оу.ги).

Уполномоченный по защите прав предпринима­телей в Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 143, тел.(863)262-73-76.

ГУ МВД России по Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 29, тел.(863)249-25-78.

Управление Роспотребнадзора по Ростовской об­ласти:

г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17, тел.(863)251-05-92.

Главное управление МЧС России по Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 147; пер. Доломановский, 132, тел.(863)239-99-99.

Государственная инспекция труда в Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 152/97, тел.(863)210-88-15.

28


Министерство экономического развития Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, тел.(863)240-52-57.

Департамент потребительского рынка Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51/15, тел.(863)240-87-95.

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 1 А, тел.(863)295-23-59.

Министерство культуры Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51, тел. 240-42-42.

Управление ветеринарии Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 68, тел. (863)223-20-57.

Управление государственного надзора за техни­ческим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области (Ростовоблго- стехнадзор):

г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14 А, тел.(863)210-02-70.

29


Управление государственной службы занятости населения Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 36/62, тел. (863)244-22-53.

Государственная жилищная инспекция Ростов­ской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. Театральный, 85, тел.(863)210-22-16.

Региональная служба по тарифам Ростовской об­ласти:

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 295, тел.(863)263-50-55.

Региональная служба государственного строи­тельного надзора Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 17, тел.(863)269-80-01.

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области:

г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 44, тел. (863)282-22-05.

30


Список нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

1.          Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ­ственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.          Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3.          Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»;

4.          Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

5.          Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Феде­рации»;

6.          Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

7.          Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О не­коммерческих организациях»;

8.          Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

9.          Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых ор­ганами, уполномоченными на осуществление госу­

31


дарственного контроля (надзора), органами муници­пального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

10.      Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разра­ботке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;

11.      Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осущест­вления отдельных видов предпринимательской дея­тельности»;

12.      Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и на­правления предостережения о недопустимости на­рушения обязательных требований, подачи юриди­ческим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмо­трения, уведомления об исполнении такого предосте­режения»;

13.      Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на без­возмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государ­ственного контроля (надзора), органами муници­пального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного са­моуправления организаций, в распоряжении кото­рых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаи­

32


модействия»;

14.      Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотре­ния заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринима­теля из ежегодного плана проведения плановых про­верок и о внесении изменений в постановление Пра­вительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489»;

15.      Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 №215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (над­зора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого кон­троля (надзора)»;

16.      Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельно­сти в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

17.      Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов ма­лого и среднего предпринимательства при предостав­лении федерального имущества».

33