Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Красюковского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346492, Ростовская область, Октябрьский район, сл. Красюковская, ул. Советская, 55
 
Тел: (86360) 3-44-85
 
 

А знаете ли вы?
Основной вид деятельности в Красюковском поселении - это производство растениеводческой продукции

На главную
Карта сайта
Обратная связь

Памятки населению

03.08.2017

Суицид-намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. 

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:


  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;

  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.



^ Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

^ Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. 

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!



Если Вы слышите


Обязательно скажите


Запрещено говорить


«Ненавижу всех…»


«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»


«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»


«Все

безнадежно

и бессмысленно»


«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»


«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»


«Всем было бы лучше без меня!»


«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»


«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»


«Вы не понимаете меня!»


«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»


«Где уж мне тебя понять!»


«Я совершил ужасный поступок»


«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»


«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»


«У меня никогда ничего не получается»


«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»


«Не получается – значит, не старался!»




Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила: 

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь; 

- будьте терпеливы; 

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»; 

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»; 

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: 

«Ты не можешь убить себя, потому что...; 

- делайте все от вас зависящее. 

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Советы родителям

^ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

^ ПОКАЗАТЕЛИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА


  • Недавние потери, связанные со смертью, разводом родителей, разрывом взаимоотношений, снижением уверенности к себе, самооценки.

  • Потеря интереса к дружбе, увлечениям, жизненной деятельности, ранее доставлявшим удовольствие.

  • Ощущение беспомощности, бесполезности: «всем будет без меня лучше».

  • Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе.

  • Безнадежное будущее: «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать плохо»

  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.

  • Несложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

  • Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, унижение ребенка родителями, страх перед жестоким наказанием.


^ СИМПТОМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

       В период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки:


  • Изменение характера – угрюмость. Отчужденность, раздражимость, беспокойство. Усталость, нерешительность, апатия.

  • Изменения в поведении – неспособность сосредоточиться в школе, дома.

  • Нарушение режима сна – бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары.

  • Нерегулярный прием пищи – потеря аппетита и веса.

  • Разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух.

  • Стремление к одиночеству.

  • Рассуждения на тему: «Я никому не нужен», « Все равно никто не будет обо мне тосковать».

  • Чрезмерное внимание к мотивам смети в музыке, искусстве или литературе.

  • Завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок)


^ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СУИЦИДА?


  • Если вы чувствуете близкую опасность – отложите се дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет.

  • Если вы думаете, что сами не справитесь с его желанием покончить с собой, убедите его обратиться за помощью к психологу.

  • Необходимо отметить, что многие из тех, кто покушается на самоубийство, вовсе не хотят умирать. Для них сверхдоза таблеток или перерезанные вены – способ сообщить всем о глубине своего отчаяния.

  • Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека.

  • Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

  • Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Нужно внушить ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

  • Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

  • Заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнению домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное, забота о котором может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

  • Обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.


 

ПОМНИТЕ!


  • Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отторжения всегда бывают разные и далеко не всегда это – подчеркнутое равнодушие.

  • Встречается много бессмысленных смертей, но никогда не бывает немотивированных самоубийств, любой суицидальный поступок отражает ту или иную неудовлетворенную психологическую потребность.

  • Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной ситуации, помогут избежать трагедии.

  • «Самоубийств не бывает, бывают только убийства», - запомним эту фразу, напечатанную в одной из статей, посвященной проблеме суицида. Она как нельзя лучше отражает то, что хотелось бы сказать: не человек убивает себя, а обстоятельства, которые он перестает контролировать, и только кто-то третий в состоянии вернуть отчаявшемуся надежду.



Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. 

^ Словесные признаки

Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. 

^ Поведенческие признаки

Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: 


  • в еде - есть слишком мало или слишком много; 

  • во сне - спать слишком мало или слишком много; 

  • во внешнем виде - стать неряшливым; 

  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; 

  • замкнуться от семьи и друзей; 

  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; 

  • проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность. 


^ Ситуационные признаки

Подросток может решиться на самоубийство, если он: социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически настроен по отношению к себе. 

^ Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию: 


  • Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь. 

  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги. 

  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 

  • Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах. 


^ Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения. 

^ Родителям можно рекомендовать: ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию; учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если..."; воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах; не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии; не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы; обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют. 

^ Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации. 

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.


  • Рождение вашего ребенка было желанным? 

  • Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 

  • Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 

  • Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)? 

  • Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 

  • Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? 

  • Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 

  • Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях? 

  • Вы в курсе его влюбленности, симпатий? 

  • Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 

  • Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 

  • Вы знаете, кто его любимый учитель? 

  • Вы знаете, кто его нелюбимый учитель? 

  • Вы первым идете на примирение, разговор? 

  • Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка? 


Подсчет результатов 

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!