. Обстановка в Ростовской области и факоры, определяющие угрозу антитеррористической безопасности
Ростовская область расположена в стратегически важном для России Северо-Кавказском регионе, является центром Южного федерального округа. Здесь сосредоточены крупные людские и материальные ресурсы, расположены особо-важные стратегические и военные объекты.
Поступающая в правоохранительные органы оперативная информация указывает на сохранение потенциальной угрозы совершения акций террористического и диверсионного характера.
Лидеры международных террористических и экстремистских организаций, в т.ч. НВФ, действующих на территории Чечни, активизируют свои действия по нанесению ущерба безопасности России, предпринимают попытки расширить свое влияние на территории РФ. Этому во многом способствует слабо контролируемая миграция народов Северного Кавказа и Центральной Азии, используемая для проникновения и легализации на территории области членов и пособников бандформирований, а также для переброски иностранных наемников в зону проведения контртеррористической операции. Неэффективность паспортно-визового и административного режимов, "прозрачность" границ СНГ, позволяет им достаточно свободно перемещаться по стране и региону.
Количественное увеличение северокавказских общин и закавказских диаспор Ростовской области создают предпосылки к возникновению очагов социальной напряженности и осложнению межнациональных отношений.
Исходя из анализа складывающейся в области обстановки необходимо выделить следующие факторы, определяющие террористическую угрозу:
Возможность проникновения на территорию области и незаконной легализации отдельных боевиков или групп террористов;
Неэффективная система контроля за внутренней миграцией, временной регистрацией и паспортизацией;
Наличие социальной и межнациональной конфликтности в различных слоях населения;
Недостаточность мер, осуществляемых по антитиррористической и противодиверсионной защищенности критически важных объектов, в т.ч. химически-опасных производственных предприятий, объектов жизнеобеспечения крупных городов, мест массового скопления людей.
Неотработанная система действий населения в условиях непосредственной угрозы терроризма, недостаточная организационная вовлеченность жителей области в профилактические мероприятия, осуществляемые в жилом секторе, на транспорте и т.д.
Большая часть указанных факторов может быть устранена в случае выработки и реализации эффективной системы защитных мер, адекватных целям террористов, их устремленности на массированные акции против гражданского населения, усиления координации деятельности правоохранительных органов и органов исполнительной власти Ростовской области по предупреждению и пресечению террористических действий. Эффективность противодействия терроризму находится в прямой зависимости от действенности административно-правового режима и механизма его реализации, а также от степени гражданской консолидации общества на устранении условий осуществления террористических актов.
II. Структура, механизм и порядок реализации положений программы антитеррористической безопасности Ростовской области
Главным инструментом в координации деятельности по борьбе с терроризмом на территории области является Региональная антитеррористическая комиссия Ростовской области
Система работы РАК в сфере защиты населения от террористических угроз предполагает:
концентрацию усилий всех ведомственных органов на реализации и непрерывном совершенствовании системы мер антитеррористической безопасности, направленной на упреждение угроз терроризма;
вовлечение всех уровней власти и управления в реализацию системы мер, от Администрации области и федеральных структур, до муниципальных образований и органов местного самоуправления, общественных организаций и отдельных граждан;
создание системы заблаговременно подготовленных мер реагирования на потенциальные террористические угрозы, при которой каждый из привлеченных участников по вертикали и горизонтали «знает свой маневр»;
повышение адресности, целенаправленности реагирования органов власти и управления в зависимости от складывающейся обстановки и информации поступающей от оперативных правоохранительных органов, отказ от неоправданного вовлечения всех сил и средств;
широкое использование возможностей общественных организаций, национальных общин, СМИ в системе социальной профилактики, нацеленной на устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических акций, на повышение бдительности населения и гражданской ответственности за защиту своего жилья, места работы, предотвращения распространения социальных предпосылок, таких как разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и т.д.
В связи с этим на территории Ростовской области, в целях реализации вышеперечисленных задач для всех федеральных органов исполнительной власти, областных и муниципальных органов власти, гражданских структур и общественности, вводятся следующие режимы антитеррористической деятельности:
I . Режим повседневной антитеррористической деятельности
II . Режим террористической угрозы
III . Режим повышенной террористической угрозы
На региональную антитеррористическую комиссию возлагается координация деятельности всех структур, задействованных в предупреждении, выявлении и пресечении актов терроризма по основным направлениям ( приложение №2 ):
«Заслон» - создание действенного административно-правового режима и мобильных механизмов заслона на путях проникновения террористов в область. Реализация направления осуществляется на участках государственной границы, транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах, стационарных постах ДПС, во время проверки паспортного режима и т.д.;
«Щит» - обеспечение противодиверсионной устойчивости и противотеррористической безопасности на критически важных объектах Ростовской области.
«Технология» - разработка и внедрение гражданских технологий защиты населения от терроризма, обеспечивающих безопасность жителей области в зависимости от места работы и проживания.
«Мировоззрение» - создание благоприятного общественного фона консолидации граждан, стимулов активного и заинтересованного участия в антитеррористических мероприятиях, нетерпимости к пособничеству террористам.
III. Основные функции региональной антитеррористической комиссии, рабочих групп рак и муниципальных антитеррористических комиссий
Региональная антитеррористическая комиссия Ростовской области:
в соответствии со складывающейся обстановкой в области и на основе информации, представленной правоохранительными органами на заседании РАК вводит режим антитеррористической деятельности;
планирует, подготавливает и осуществляет мероприятия, а также вырабатывает рекомендации по предупреждению, выявлению и пресечению террористических действий;
анализирует информацию о состоянии и тенденциях терроризма на территории Ростовской области;
координирует деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, устранению причин и условий их подготовки и реализации;
обеспечивает разработку и реализацию системы мер противодействия терроризму на основных направлениях («Заслон», «Щит», «Технология», «Мировоззрение»);
разрабатывает организационные основы и механизмы реализации системы мер на принципах персональной ответственности должностных лиц за действенность системы мер по обеспечению безопасности и защите населения, объектов повышенной опасности от терроризма;
готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.
Рабочие группы РАК в соответствии со специализацией:
вырабатывают конкретные меры по повышению антитеррористической защищенности критически важных объектов Ростовской области, организуют их паспортизацию;
осуществляют контроль за состоянием противотеррористической и противодиверсионной безопасности подведомственных объектов
разрабатывают специализированную отраслевую методологическую базу противодействия терроризму на основных направлениях потенциальных устремлений террористов и внедряют их на подведомственных предприятиях;
рассматривают инициативные предложения муниципальных антитеррористических комиссий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов на местах, обеспечивают их инструктивными, методологическими материалами, типовыми планами и используют систему памяток и руководств к действию;
Муниципальные антитеррористические комиссии:
привлекают местных специалистов, представителей силовых структур для обследования и выработки действенных защитных мер в отношении критически важных объектов муниципального уровня;
на основе типовых рекомендаций РАК разрабатывают и реализуют план повышения антитеррористической защищенности критически важных объектов муниципального уровня;
обеспечивают мобилизацию ресурсов муниципальных органов власти и управления, предприятий и организаций всех видов собственности и населения в соответствии с действующим режимом антитеррористической деятельности;
вносят предложения в РАК по совершенствованию системы упреждающих профилактических мер;
обеспечивают выполнение решений и требований РАК на критически важных объектах муниципального уровня, взаимодействуют с отраслевыми и рабочими группами РАК на критически важных объектах федерального и регионального уровня;
через местные СМИ широко используют систему социальной предупредительной профилактики, нацеленной на устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических акций, на повышение бдительности и ответственности населения за защиту своего жилья, места работы и отдыха.